Общие сведения об откатных воротах
Ворота, открытие которых производится перемещением рамы на роликах в сторону, называются откатными. Откатные ворота состоят из рамы, которая устанавливается на направляющий элемент в виде швеллера со специальной конфигурацией. Направляющий элемент вместе с рамой движется по роликам, которые установлены в двух каретках.
Каретки опираются на основу в виде швеллера, установленного полками вниз на специальный фундамент. Вверху раму ворот во время движения поддерживает и направляет специальный кронштейн с роликами, вращающимися вокруг вертикальной оси. Этот кронштейн удерживает раму от горизонтальных, поперечных перемещений вверху. На откатные ворота в конце направляющего элемента монтируется опорный ролик, который при закрытии ворот входит в специальный уловитель.
Нагрузка от веса ворот во время движения полностью передается на специальный собственный фундамент.
Размер фундамента в длину должен быть не менее половины проема ворот.
Для работы понадобится инструмент:
- лопата штыковая и совковая;
- топор;
- молоток;
- шуруповерт;
- болгарка;
- ножницы по металлу;
- сварочный агрегат;
- рулетка;
- уровень строительный.
Сооружение фундамента
Чтобы соорудить откатные ворота, нужно иметь рядом пространство, куда предстоит откатывать раму. Это пространство должно вмещать раму ворот целиком. Если ворота с калиткой, то место для отката оборудуется со стороны, противоположной размещению калитки. Откатные ворота начинают монтировать с установки столбов. Материалом для столбов может быть бетон, кирпич, стальная труба, швеллер или деревянный брус.
Низ столба должен быть установлен ниже глубины промерзания. После выкапывания ямы необходимой глубины устанавливают столбы по уровню и закрепляют бетоном. Если столбы из кирпича, то в их конструкции предусматривается установка закладных — металлических пластин, к которым будут приварены металлические элементы конструкции ворот. Закладные должны быть установлены заподлицо с боковой поверхностью столба, со стороны двора. К закладным пластинам приваривается труба прямоугольного сечения для крепления улавливателей и верхнего направляющего ролика.
После того как раствор примет необходимую твердость, можно сооружать специальный фундамент для ворот. Для фундамента готовится яма глубиной несколько ниже уровня промерзания. Ширина ямы выбирается около 40 см, длина чуть больше половины ширины ворот. Поверхностью фундамента будет швеллер, установленный полками вниз. К полкам приваривается арматурный каркас, с длиной прутьев около 1 м. Восемь прутков привариваются к полкам швеллера изнутри перпендикулярно поверхности фундамента. Затем привариваются два поперечных яруса из прутков. Швеллер устанавливается так, чтобы его поверхность была на одном уровне с дорогой, проходящей через ворота. Установка производится впритык со столбом, в сторону которого будет сдвигаться рама. Место под швеллером заливается бетоном по всему объему ямы. Получаем металлическую поверхность, на которую нужно будет монтировать роликовые каретки. Фундаменту необходимо время для затвердения не менее недели.
Сооружение рамы ворот
Для осуществления сборки каркаса должна быть площадка, превышающая по площади размеры будущей подвижной части ворот. Направляющий рельс обрезается до нужной длины. Эта величина должна быть не меньше полутора размеров проема ворот. Для каркаса лучше всего использовать стальные трубы прямоугольного сечения 50 х 50 мм или 60 х 30 мм. Каркас выглядит как трапеция, имеющая с одной стороны прямой угол, а с другой острый угол у нижнего основания. Перед сборкой следует все детали почистить от ржавчины, покрыть грунтом и покрасить.
Прямоугольная часть площади трапеции должна соответствовать площади ворот с 10-сантиметровым нахлестом на столбы с каждой стороны. Внутри прямоугольной части трапеции собирается обрешетка из трубы прямоугольного сечения 20 х 20 мм или 20 х 40 мм. Обрешетку можно сделать в виде внутренней рамы из нескольких квадратных окон. На обрешетку саморезами крепится профнастил. Если планируется обшить обрешетку с обеих сторон, то она приваривается к средней части каркаса. А если нужно уложить профнастил с крупной волной на одну сторону, то обрешетка приваривается ближе к одному из боков каркаса.
Трубы следует приваривать прихватками, ориентировочно через 3,0 см. Длина одной прихватки около 2,0 см. Прихватки нужно располагать перекрестно, чтобы не повело раму. После окончания сварки все швы следует прошлифовать болгаркой, прогрунтовать и покрасить вместе с местами, краска на которых повреждена. Когда каркас с обрешеткой высохнет, то на обрешетку саморезами прикрепляется профнастил.
Профнастил не следует резать болгаркой, чтобы не возник перегрев, от которого повреждается полимерное покрытие. Эту работу лучше выполнить ножницами.
Монтаж подвижной части и электропривода
После того как фундамент приобретет твердость, можно устанавливать откатные ворота на роликовые каретки. Сначала каретки выставляют на металлическую поверхность фундамента, стараясь расставить их на как можно большее расстояние. Каретку, которая ближе к проему ворот, нужно отставить от кромки проема на размер концевого ролика. Каретку, которая вдали от проема ворот, нужно поставить так, чтобы она не выбила, при закрытии, резиновую концевую заглушку, установленную на направляющий рельс с противоположной стороны. Затем раму необходимо накатить на каретки. После выставления полотна ворот по уровню с помощью прокладок, уложенных под каретки, основания кареток нужно прихватить к швеллеру.
Если откатные ворота легко перемещаются и находятся при этом в горизонтальном положении, основания кареток привариваются окончательно. Затем устанавливается и закрепляется остальная фурнитура: верхние ролики, верхний и нижний улавливатели на противоположном столбе ворот. На направляющий рельс устанавливается накатывающий ролик, который при закрытии ворот должен входить в нижний улавливатель и переносить часть веса откатных ворот на этот улавливатель.
В зависимости от ширины проема сдвижных ворот и веса откатной части, предлагаются четыре разных комплекта фурнитуры. Детали этих комплектов отличаются разными габаритными размерами. Если существует необходимость сделать так, чтобы ворота открывались сами, то установлены они должны быть так, чтобы не было перекосов, заеданий при перемещении и скачков. Все детали должны взаимодействовать плавно и надежно. Как сделать откатные ворота автоматические? В комплект для автоматического открывания входят:
- электропривод с реечным зацеплением и монтажным основанием;
- устройства дистанционного управления;
- фотоэлементы и сигнальная лампа;
- электропроводка;
- концевые выключатели.
Перед установкой электропривода сначала укрепляем его на монтажной подставке. Затем эту подставку прикладываем на фундамент ворот, ближе к проему. Зубчатая рейка устанавливается так, чтобы она располагалась несколько выше зубчатой шестерни, с таким расчетом, чтобы при всех положениях рамы ворот вес рейки не переходил на шестерню. В то же время в зубчатом зацеплении должен быть зазор между зубьями рейки и шестерни не более 1 мм. Зубчатую рейку не следует устанавливать на направляющий рельс. Она крепится к раме ворот, к наружной трубе каркаса.
Далее выставляем двигатель с монтажным основанием так, чтобы шестерня привода была посреди зубчатой рейки. Часть рейки используется для установки концевых выключателей. Для точной регулировки зазора между зубьями в реечном зацеплении нужно изготовить и использовать стальные прокладки для регулировки расположения электропривода по высоте.
http://masterprofnastila.ru/youtu.be/PFLtvgi8Sak
Применяемые конечные выключатели бывают механические и магнитные. Магнитные — всепогодны, обеспечивают надежность остановки безукоризненно. Фотоэлементы останавливают откатные ворота при появлении в проеме автомобиля, животного, человека или любого предмета, который перегораживает световой луч между источником и приемником сигнала. Сигнальная лампа служит для обозначения открытых ворот. Некачественный монтаж или пренебрежение элементами безопасности может привести к разрушению ворот или к опасному травмированию людей или животных. Можно изготовить комплектующие самому, однако это повлечет дополнительные финансовые затраты. Приобрести комплект выгоднее в разы. Сделать откатные ворота самому не значит, что всю электронику и электропривод мастер должен изготовить сам.